ИГНАТОВКА.ru Вторник, 23 Апреля 2024, 15:48:36

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная страница | Каталог файлов | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории каталога
Мои файлы [2]

Начало » Файлы » Мои файлы

Святые, поруганные и возрождаемые
[ ]

По истории храмов Ульяновской области можно читать историю всей нашей страны. Царские времена, революционные окаянные дни, советское безбожие и, наконец, вновь обращение лицом к дому господню. В былые времена любая деревенька почитала за самое важное дело построить у себя храм. Сейчас не в каждом селении есть даже маленькая церквушка. Но их становится больше — реставрируют старые, возводят новые храмы. У всех — своя история и своя душа, их всех роднит общая судьба
 
Самым старым церквам — не более двух-трех столетий. Строили их сначала из дерева, и они нередко сгорали в пожарах. Отстраивали заново — из кирпича. На средства купцов, дворян и простых прихожан. Строительство храма считалось богоугодным делом. Растворы замешивали на куриных яйцах. Поэтому кладка была крепкой. В советские времена повсеместно пытались сломать стены храмов с помощью тракторов. Но не получалось. Тогда рушили кресты с куполов, валили наземь многопудовые колокола, стреляли в росписи на стенах и иконы. В селе Арском в храмовом комплексе хранится простреленный в 30-е годы пулями всех калибров крест с купола старого Богоявленского храма. В 1936 году накануне Пасхи пытались снести ундоровский Христово-Воскресенский храм. Когда поснимали кресты и упал наземь самый большой колокол, люди заплакали. Говорят, те, кто делал это, потом сильно болели. Одного человека даже парализовало. А иконами печи топили или использовали их в качестве дверей. Один из жителей села Молвино Тереньгульского района, когда разломали там Свято-Троицкий храм, выложил иконами пол у себя в доме. Потом он и его семья задохнулись в подполе. До сих пор в том храме есть иконы с простреленными глазами на ликах святых.

Если снести храм не удавалось, его использовали а качестве зернохранилищ, складов, машинных мастерских. Храм Рождества Христова в селе Мулловка Мелекесского района разрушили в 50-х годах. Говорят, икона Божьей Матери плакала, а на том месте долго еще по ночам слышались стоны. В сенгилеевском Покровском храме был мясной цех, в алтаре проводили забой скота. Часто в церквах устраивали клубы, где по выходным проходили танцы. Алтари служили сценами. Старые жители тех сел утверждают, что на стенах «клубов» метались какие-то тени. Страшные картины. В Богоявленском храме в Арском в советское время была тракторная мастерская, из-за чего все росписи на стенах закоптились. Недавно они стали светлеть. Из старомайнского Богоявленского храма в 60-е годы вывезли неизвестно куда все ценные иконы, писанные на золоте. Но главная храмовая икона, чудотворная, хранилась в краеведческом музее. Рассказывали, что перед закрытием храма образ на иконе метался из стороны в сторону.

Больше повезло храму в честь иконы Казанской Божьей Матери в Новой Майне Мелекесского района — там была районная больница, а потом школа. Школа была и в храме Святого Сергия Радонежского в селе Артюшкино Сенгилеевского района. Дети в этой школе меньше болели. Там и иконы — все по очереди — стали светлеть несколько лет назад.

Образование в 50-х годах Куйбышевского водохранилища повлекло за собой затопление не только деревень, но и церквей. Останки сенгилеевского Покровского храма теперь на дне Волги. Драматична судьба и головкинской Преображенской церкви в Старой Майне. (Церковь, кстати, строили по указу Екатерины II князья Орловы). Ее пытались разломать на глазах у всех жителей, но не смогли. Тогда снесли купол с крестом. Такую, обезглавленную, обитель божью и затопили. До сих пор, в осенние дни, когда уровень воды в Волге падает до максимальной отметки, можно, проплывая на лодке, рассмотреть в водной толще очертания той церкви.

Иконы берегли как зеницу ока

Находились и находятся люди, которые по кирпичику, по дощечке строили храмы. В далеком 1899 году при строительстве Христово-Рождественского храма в селе Лебяжье Мелекесского района прихожане обжигали кирпич и подвозили на подводах. А десять лет назад — уже в наше время — чтобы купить иконы для восстановленного храма в честь иконы Казанской Божьей матери в Новой Майне Мелекесского района, прихожане собирали излишки со своих огородов и продавали. Часто строят всем миром. Помогают и сильные мира сего. Храм Николая-угодника в селе Алешкино Тереньгульского района построил бывший министр внутренних дел.

Интересная судьба у колокола в Архангело-Михайловском храме села Озерки Чердаклинского района. Его батюшке принесли работники ульяновского предприятия по приему металлолома. Раньше он находился на теплоходе «Александр Суворов», который в 1983 году врезался в волжский мост. Принесли на лом, но рука не поднялась отправить его на переплавку.

В Старой Майне, в селе Кокрять, сохранился единственный в нашей области храм, который в годы советской власти не закрывался — Козьма-Дамианский. Пришли закрывать, но местные жители грудью встали на его защиту. До сих пор стены этого храма украшают старинные иконы и роспись.

Красота и благолепие

Новые и старинные церкви расцветают силами и стараниями настоятелей и прихожан. Храм в честь святителя Николая в селе Илюшкино Павловского района строили в начале XX века, вокруг него был разбит фруктовый сад. В храме было три входа, у каждого — красивое крыльцо с каменными колоннами. Они не сохранились. Зато все еще жива старая роспись, реставрация которой требует больших затрат. В двух церквах — во имя иконы Божьей матери «Всех скорбящих радость» (Старые Алгаши Цильнинского района) и в честь мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии и апостола и евангелиста Луки (Инза) — резные иконостасы. В староалгашинском храме настоятель сам вырезал царские врата по образцу царских врат Успенского собора во Владимире.

Чудеса творятся и по сей день

Но главное в доме божьем — святые образа. Слава о чудотворных иконах порой идет за пределы области. Храма во имя Казанской иконы Божьей Матери Спасо-Преображенского прихода в Димитровграде в 1999 году еще не было. На его месте стоял крест, где совершались молитвы. Однажды у креста обнаружили старинную почерневшую икону Божьей Матери «Казанская». Никто ее не принес, икона была явлена и скоро стала светлеть. Говорят, она чудотворна.

Образ Богородицы «Живоносный источник» из Михайло-Архангельского храма в селе Игнатовка Майнского района нашли играющие возле речки дети. Верующие обрядили ее в дорогой оклад. После чудесных исцелений люди оставляют у иконы свои подарки. Получали исцеление больные, которых осеняли старинным образом Божьей Матери «Феодоровской» в ундоровском Христово-Воскресенском храме. А об образе Божьей матери «Всецарица» из новоульяновского Троицкого храма говорят, что она исцеляет от рака.

Иконы не только исцеляют, но и мироточат. Как, например, икона Богородицы афонского письма «Достойно есть» в Кузоватовском храме в честь преподобного Серафима Саровского. Мироточил образ святителя Николая в храме Казанской Божьей Матери в Кивати (Кузоватово).

Старомайнский Богоявленский храм хранит предание, что чудотворная икона Божьей Матери «Боголюбивая» написана и освящена на Афоне, затем передана царским домом в дар одноименному храму села Ивановка Старомайнского района. Другое предание гласит: икона была обретена у источника, который до сих пор на селе почитается как святой. Паломники идут и едут к иконе, прикладываются к ней больные и калеки, и она являет чудеса исцеления. Рассказывают про женщину, которая вошла в храм на костылях, приложилась к иконе и домой ушла сама, уже без костылей. Но, как сказал один батюшка, чудотворной может стать любая икона, если молиться перед ней горячо и искренне.

Людмила КИРСАНОВА

Источник: http://www.nargaz.ru/news-6285.html

Категория: Мои файлы | Добавил: Ignatovka
Просмотров: 3381 | Загрузок: 0

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск по каталогу

Друзья сайта

Статистика


Copyright MyCorp © 2006